-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Ќяћ-Ќяћ_блог

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 06.11.2011
«аписей: 26180
 омментариев: 7818
Ќаписано: 34050

»нтересные факты о чудовищных экспериментах

¬торник, 11 јпрел€ 2017 г. 11:12 + в цитатник

 

«„удовищный эксперимент»

¬ 1939 году ”энделл ƒжонсон из университета јйовы (—Ўј) и его аспирантка ћэри “юдор провели шокирующий эксперимент с участием 22 детей-сирот из ƒавенпорта. ƒетей разделили на контрольную и экспериментальную группы. ѕоловине детей экспериментаторы рассказали о том, насколько чисто и правильно они говор€т. ¬торую половину детей ожидали непри€тные минуты: ћэри “юдор, не жале€ эпитетов, €звительно высмеивала малейший недостаток их речи, в конце концов назвав всех жалкими заиками. ¬ результате эксперимента у многих детей, которые никогда не испытывали проблем с речью и волею судьбы оказались в «негативной» группе, развились все симптомы заикани€, которые сохран€лись в течение всей их жизни.

Ёксперимент, позже названный «чудовищным», долго скрывали от общественности из страха повредить репутации ƒжонсона: схожие эксперименты позже проводились над заключенными концлагерей в нацистской √ермании. ¬ 2001 году университет штата јйова принес официальные извинени€ всем пострадавшим в ходе исследовани€.

 

ѕроект «јверси€»

¬ армии ёј– в период с 1970 по 1989 год осуществл€лась секретна€ программа по очистке армейских р€дов от военнослужащих нетрадиционной сексуальной ориентации. ¬ход шли все средства: от лечени€ электрошоком до химической кастрации. “очное число жертв неизвестно, однако, по утверждению армейских врачей, в ходе «чисток» различным запрещенным экспериментам над человеческой природой подверглись около 1 000 военнослужащих. јрмейские психиатры по поручению командовани€ вовсю «искорен€ли» гомосексуалистов: тех, кто не поддавалс€ «лечению», отправл€ли на шоковую терапию, заставл€ли принимать гормональные препараты и даже подвергали операци€м по изменению пола. ¬ большинстве случаев «пациентами» были молодые белые мужчины в возрасте от16 до 24 лет. “огдашний руководитель «исследовани€», доктор ќбри Ћевин, ныне €вл€етс€ профессором психиатрии в университете  алгари ( анада). «анимаетс€ частной практикой.

—тэнфордский тюремный эксперимент

¬ 1971 году эксперимент с «искусственной тюрьмой» не задумывалс€ его создателем как нечто неэтичное или вредное дл€ психики его участников, однако результаты этого исследовани€ повергли в шок общественность. »звестный психолог ‘илипп «имбардо решил изучить поведение и социальные нормы индивидуумов, помещенных в нетипичные дл€ них услови€ тюрьмы и вынужденных играть роли заключенных или надзирателей. ƒл€ этого в подвале факультета психологии оборудовали имитацию тюрьмы, а студентов-добровольцев в количестве 24 человек разделили на «заключенных» и «надзирателей». ѕредполагалось, что «заключенные» изначально помещены в ситуацию, в ходе которой они будут испытывать личностную дезориентацию и деградацию, вплоть до полной деперсонализации. «Ќадзирател€м» не дали никаких специальных инструкций относительно их ролей. ¬начале студенты не очень-то понимали, каким образом им следует играть свои роли, но уже на второй день эксперимента все встало на свои места: восстание «заключенных» было жестоко подавлено «надзирател€ми». — этого момента поведение обеих сторон в корне изменилось. «Ќадзиратели» разработали специальную систему привилегий, призванную разобщить «заключенных» и поселить в них недоверию друг к другу — поодиночке они не так сильны, как вместе, а значит, их легче «охран€ть». «Ќадзирател€м» стало казатьс€, что «заключенные» в любой момент готовы подн€ть новое «восстание», и система контрол€ ужесточилась до крайней степени: «заключенных» не оставл€ли наедине с собой даже в туалете. ¬ результате «заключенные» стали испытывать эмоциональные расстройства, депрессию, беспомощность. „ерез некоторое врем€ навестить «заключенных» пришел «тюремный св€щенник». Ќа вопрос, как их зовут, «заключенные» чаще всего называли свои номера, а не имена, а вопрос, как они собираютс€ выбиратьс€ из тюрьмы, приводил их в тупик.   ужасу экспериментаторов оказалось, что «заключенные» абсолютно вжились в свои роли и начали ощущать себ€ в насто€щей тюрьме, а «надзиратели» испытывали насто€щие садистские эмоции и намерени€ по отношению к «заключенным», еще несколько дней назад бывшими их добрыми друзь€ми.  азалось, обе стороны абсолютно забыли, что все это — всего лишь эксперимент. ’от€ эксперимент был запланирован на две недели, он был прекращен досрочно, всего через шесть дней по этическим соображени€м.

»сследовани€ о воздействии наркотиков на организм

—ледует признать, что некоторые эксперименты, проводимые на животных, помогают ученым изобрести лекарства, которые в дальнейшем могут спасти дес€тки тыс€ч человеческих жизней. ќднако некоторые исследовани€ переход€т все границы этики. ѕримером может служить эксперимент 1969 года, призванный помочь ученым пон€ть скорость и степень привыкани€ человека к наркотическим веществам. Ёксперимент проводилс€ на крысах и обезь€нах, как на животных, наиболее близких к человеку по физиологии. ∆ивотных приучали самосто€тельно впрыскивать себе дозу определенного наркотика: морфина, кокаина, кодеина, амфетаминов и т.д.  ак только животные научились самосто€тельно «колотьс€», экспериментаторы оставили им большое количество препаратов, предоставили животных самим себе и начали наблюдение. ∆ивотные настолько растер€лись, что некоторые их них даже пытались бежать, причем, наход€сь под действием наркотиков, они калечились и не чувствовали боли. ќбезь€ны, принимавшие кокаин, начали страдать от конвульсий и галлюцинаций: несчастные животные вырывали себе фаланги пальцев. ќбезь€ны, «сидевшие» на амфетаминах, выдернули у себ€ всю шерсть. ∆ивотные-«наркоманы», предпочитавшие «коктейль» из кокаина и морфина, умирали в течение 2 недель после начала приема препаратов. Ќесмотр€ на то что целью эксперимента было пон€ть и оценить степень воздействи€ наркотиков на организм человека с намерением дальнейшей разработки эффективного лечени€ наркозависимости, способы достижени€ результатов трудно назвать гуманными.

Ёксперименты Ћэндиса: спонтанные выражени€ лиц и подчиненность

¬ 1924 году  арини Ћэндис из университета ћиннесоты начал изучать человеческую мимику. Ёксперимент, зате€нный ученым, должен был вы€вить общие закономерности работы групп лицевых мышц, отвечающих за выражение отдельных эмоциональных состо€ний, и найти мимику, типичную дл€ страха, смущени€ или других эмоций (если считать типичной мимику, характерную дл€ большинства людей). »спытуемыми стали его собственные студенты. „тобы сделать мимику более отчетливой, он нарисовал на лицах испытуемых линии жженой пробкой, после чего предъ€вл€л им нечто, способное вызвать сильные эмоции: заставл€л их нюхать аммиак, слушать джаз, смотреть на порнографические картинки и засовывать руки в ведра с жабами. ¬ момент выражени€ эмоций студентов фотографировали. » все бы ничего, но последнее испытание, которым Ћэндис подверг студентов, вызвало кривотолки в самых широких кругах ученых-психологов. Ћэндис просил каждого испытуемого отрезать голову белой крысе. ¬се участники эксперимента сначала отказывались это сделать, многие плакали и кричали, но впоследствии большинство из них согласились это сделать. ’уже всего было то, что большинство участников эксперимента, что называетс€, в жизни и мухи не обидели и совершенно не представл€ли, каким образом осуществл€ть приказ экспериментатора. ¬ результате животным причинили немало мук. ѕоследстви€ эксперимента оказались гораздо более важными, чем сам эксперимент. Ќикакой закономерности в выражении лица ученым обнаружить не удалось, однако психологи получили доказательство того, как легко люди готовы подчинитьс€ авторитетам и сделать то, что в обычной жизненной ситуации не проделали бы.

 рошка јльберт

ƒжон ”отсон, отец бихевиористского направлени€ в психологии, занималс€ исследовани€ми природы страхов и фобий. ¬ 1920 году, изуча€ эмоции младенцев, ”отсон, среди прочего, заинтересовалс€ возможностью формировани€ реакции страха применительно к объектам, которые ранее страх не вызывали. ”ченый проверил возможность формировани€ эмоциональной реакции бо€зни белой крысы у 9-мес€чного мальчика јльберта, который крысу совсем не бо€лс€ и даже любил с ней играть. ¬ ходе эксперимента в течение двух мес€цев младенцу-сироте из приюта показывали ручную белую крысу, белого кролика, вату, маску —анта- лауса с бородой и т.д. „ерез два мес€ца ребенка посадили на коврик посередине комнаты и разрешили поиграть с крысой. ¬начале ребенок совершенно не бо€лс€ крысы и спокойно играл с ней. „ерез некоторое врем€ ”отсон начал удар€ть железным молотом по металлической пластине за спиной ребенка каждый раз, когда јльберт прикасалс€ к крысе. ѕосле повторени€ ударов јльберт начал избегать контакта с крысой. —пуст€ неделю опыт повторили — в этот раз по полосе ударили п€ть раз, просто помеща€ крысу в колыбель. ћладенец плакал уже лишь при виде белой крысы. ≈ще через п€ть дней ”отсон решил проверить, будет ли ребенок бо€тьс€ похожих объектов. –ебенок бо€лс€ белого кролика, ваты, маски —анта- лауса. ѕоскольку громких звуков при показе предметов ученый не издавал, ”отсон сделал вывод о переносе реакций страха. ”отсон предположил, что очень многие страхи, антипатии и тревожные состо€ни€ взрослых формируютс€ еще в раннем детстве.   сожалению, ”отсону так и не удалось избавить малыша јльберта от его беспричинного страха, который закрепилс€ на всю оставшуюс€ жизнь.

ѕриобретенна€ беспомощность

¬ 1966 году психологи ћарк —елигман и —тив ћайер провели серию экспериментов на собаках. ∆ивотных поместили в клетки, предварительно разделив на три группы.  онтрольную группу через какое-то врем€ отпустили, не причинив никакого вреда, вторую группу животных подвергали повтор€ющимс€ ударам тока, которые можно было прекратить нажатием рычага изнутри, а животных их третьей группы подвергали внезапным ударам тока, которые никак нельз€ было предотвратить. ¬ результате у собак выработалась так называема€ «приобретенна€ беспомощность» — реакци€ на непри€тные раздражители, основанна€ на убежденности в беспомощности перед окружающим миром. ¬скоре у животных начали по€вл€тьс€ признаки клинической депрессии. „ерез некоторое врем€ собак из третьей группы выпустили из клеток и посадили в открытые вольеры, из которых легко можно было убежать. —обак вновь подвергли воздействию электрического тока, однако ни одна из них даже не подумала о бегстве. ¬место этого они пассивно реагировали на боль, воспринима€ ее как нечто неизбежное. —обаки усвоили дл€ себ€ из предыдущего негативного опыта, что бегство невозможно и больше не предпринимали никаких попыток выскочить из клетки. ”ченые предположили, что человеческа€ реакци€ на стресс во многом напоминает собачью: люди станов€тс€ беспомощными после нескольких неудач, следующих одна за другой. Ќе€сно только, стоил ли такой банальный вывод страданий несчастных животных.

Ёксперимент ћилгрэма

Ёксперимент 1974 года —тэнли ћилгрэма из …ельского университета описан автором в книге «ѕодчинение авторитету: экспериментальное исследование». ¬ опыте участвовал экспериментатор, испытуемый и актер, игравший роль другого испытуемого. ¬ начале эксперимента между испытуемым и актером «по жребию» распредел€лись роли «учител€» и «ученика». ¬ действительности испытуемому всегда доставалась роль «учител€», а нан€тый актер всегда был «учеником». «”чителю» перед началом эксперимента объ€сн€ли, что цель опыта — €кобы вы€вить новые методы запоминани€ информации. ¬ реальности же экспериментатор исследовать поведение человека, получающего указани€, расход€щиес€ с его внутренними поведенческими нормами, от авторитетного источника. «”ченика» прив€зывали к креслу, к которому был прикреплен электрошокер.  ак «ученик», так и «учитель» получали «демонстрационный» удар током в 45 вольт. ƒальше «учитель» уходил в другую комнату и должен был по громкой св€зи давать «ученику» простые задачи на запоминание. ѕри каждой ошибке ученика испытуемый должен был нажимать на кнопку, и ученик получал удар током в 45 вольт. ¬ действительности актер, игравший ученика, только делал вид, что получает удары током. «атем после каждой ошибки учитель должен был увеличивать напр€жение на 15 вольт. ¬ какой-то момент актер начинал требовать прекратить эксперимент. «”читель» начинал сомневатьс€, а экспериментатор на это отвечал: «Ёксперимент требует, чтобы вы продолжали. ѕродолжайте, пожалуйста». ѕо мере увеличени€ напр€жени€ актер разыгрывал все более сильный дискомфорт, затем сильную боль и наконец срывалс€ на крик. Ёксперимент продолжалс€ до напр€жени€ в 450 вольт. ≈сли «учитель» колебалс€, экспериментатор завер€л его, что берет на себ€ полную ответственность за эксперимент и за безопасность «ученика» и что эксперимент должен быть продолжен. –езультаты оказались шокирующими: 65% «учителей» дали разр€д в 450 вольт, зна€, что «ученик» испытывает страшную боль. ¬опреки всем предварительным прогнозам экспериментаторов, большинство испытуемых подчинились указани€м руководившего экспериментом ученого и наказывали «ученика» электрошоком, причем в серии опытов из сорока испытуемых ни один не остановилс€ до уровн€ 300 вольт, п€теро отказались подчин€тьс€ лишь после этого уровн€, а 26 «учителей» из 40 дошли до конца шкалы.  ритики за€вили, что испытуемых гипнотизировал авторитет …ельского университета. ¬ ответ на эту критику ћилгрэм повторил эксперимент, сн€в убогое помещение в городке Ѕриджпорте (штат  оннектикут) под вывеской «»сследовательска€ ассоциаци€ Ѕриджпорта». –езультаты качественно не изменились: 48% испытуемых согласились дойти до конца шкалы. ¬ 2002 году сводные результаты всех схожих экспериментов показали, что до конца шкалы доход€т от 61% до 66% «учителей», независимо от времени и места эксперимента. ¬ыводы из эксперимента следовали самые пугающие: неизвестна€ темна€ сторона человеческой натуры склонна не только бездумно подчин€тьс€ авторитету и выполн€ть самые немыслимые указани€, но и оправдывать собственное поведение полученным «приказом». ћногие участники эксперимента испытывали чувство превосходства над «учеником» и, нажима€ на кнопку, были уверены, что «ученик», неправильно ответивший на вопрос, получает по заслугам. ¬ конечном итоге, результаты эксперимента показали, что необходимость повиновени€ авторитетам укоренена в нашем сознании настолько глубоко, что испытуемые продолжали выполн€ть указани€, несмотр€ на моральные страдани€ и сильный внутренний конфликт.

«»сточник отча€ни€»

—вои жестокие эксперименты √арри ’арлоу проводил на обезь€нах. ¬ 1960 году, исследу€ вопрос социальной изол€ции индивидуума и методов защиты от нее, ’арлоу отбирал детеныша обезь€ны у его матери и помещал в клетку в полном одиночестве, причем выбирал тех детенышей, у которых св€зь с матерью была наиболее крепкой. ќбезь€на содержалась в клетке год, после чего ее отпускали. ” большинства особей обнаруживались различные психические отклонени€. ”ченый сделал следующие выводы: даже счастливое детство не €вл€етс€ защитой от депрессий. –езультаты, м€гко говор€, не впечатл€ют: подобный вывод можно было сделать и без проведени€ жестоких экспериментов над животными. ¬прочем, движение в защиту прав животных началось именно после опубликовани€ результатов этого эксперимента.

ћальчик, которого воспитали как девочку

¬ 1965 году восьмимес€чный младенец Ѕрюс –еймер, родившийс€ в канадском ¬иннипеге, по совету врачей подвергс€ процедуре обрезани€. ќднако из-за ошибки хирурга, проводившего операцию, у мальчика был полностью поврежден пенис. ѕсихолог ƒжон ћани из университета ƒжона ’опкинса в Ѕалтиморе (—Ўј), к которому обратились за советом родители ребенка, посоветовал им «простой» выход из сложной ситуации: сменить пол ребенка и воспитать его как девочку, пока он не вырос и не начал испытывать комплексы по поводу своей мужской несосто€тельности. —казано — сделано: вскоре Ѕрюс стал Ѕрендой. Ќесчастные родители не догадывались, что их ребенок стал жертвой жестокого эксперимента: ƒжон ћани давно искал возможность доказать, что полова€ принадлежность обусловлена не природой, а воспитанием, и Ѕрюс стал идеальным объектом наблюдени€. ћальчику удалили €ички, и затем на прот€жении нескольких лет ћани публиковал в научных журналах отчеты о «успешном» развитии своего подопытного. «—овершенно €сно, что ребенок ведет себ€ как активна€ маленька€ девочка и ее поведение разительно отличаетс€ от мальчишеского поведени€ ее брата-близнеца», — увер€л ученый. ќднако и родные дома, и учител€ в школе отмечали у ребенка типичное мальчишеское поведение и смещенное воспри€тие. ’уже всего было то, что родители, скрывавшиес€ от сына-дочери правду, испытывали сильнейший эмоциональный стресс. ¬ результате у матери наблюдались суицидальные наклонности, отец стал алкоголиком, а брат-близнец посто€нно пребывал в депрессии.  огда Ѕрюс-Ѕренда достиг подросткового возраста, ему стали давать эстраген, чтобы стимулировать рост груди, а потом ћани стал настаивать на новой операции, в ходе которой Ѕренде должны были сформировать женские половые органы. Ќо тут Ѕрюс-Ѕренда взбунтовалс€. ќн наотрез отказалс€ делать операцию и перестал приезжать на приемы к ћани. ќдна за другой последовали три попытки самоубийства. ѕоследн€€ из них окончилась дл€ него комой, но он поправилс€ и начал борьбу за возвращение к нормальному существованию — в качестве мужчины. ќн сменил им€ на ƒэвид, остриг волосы и начал носить мужскую одежду. ¬ 1997 году он прошел через серию реконструктивных операций, чтобы вернуть физические признаки пола. ќн также женилс€ на женщине и усыновил троих ее детей. ќднако хеппи-энда не получилось: в мае 2004 года, после разрыва с женой, ƒэвид –еймер покончил жизнь самоубийством в возрасте 38 лет.

–убрики:  ¬сЄ
–азное

ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку